Географические координаты порта
69 град. 0 минут северной широты; 33 град. 4 минуты восточной долготы.
Торговый порт Мурманск
Торговый порт разделен на 3 производственных перегрузочных комплекса:
- Первый из них специализируется на перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений. В его состав входит причалы №18 и №19. На них установлено специальное перегрузочное оборудование, включающее железнодорожную эстакаду для выгрузки вагонов, бункера-накопители вместимостью 25 тыс. тонн, три перегрузочные установки производительностью до 1200 тонн в час каждая.
- Второй комплекс специализируется в основном на перевалке навалочных грузов (руда, импортный глинозем). Кроме того, на его причалах осуществляется перегрузка контейнеров ИСО, генеральных грузов на Дудинку, Шпицберген и другие порты арктического побережья России. Он включает 5 причалов с глубинами до 12,5 м.
- На третьем комплексе производится перевалка навалочных и генеральных грузов. В его состав входят 9 грузовых причалов c глубинами от 7,7 до 10,0 м, оборудованных портальными кранами. На шести из них грузовые работы могут вестись по варианту «вагон — судно» и обратно.
Всего в торговом порту эксплуатируется 16 грузовых и 5 вспомогательных причалов. Их общая протяженность составляет более 3,4 км.
К большинству из них подведены железнодорожные пути.
Различным предприятиям и организациям города принадлежит около 50 причалов. Большая часть из них предназначена для ремонта, технического обслуживания, отстоя судов, различных вспомогательных целей. Однако несколько причалов (в частности, АО «Мурманская судоверфь») используются для перевалки коммерческих грузов.
Оснащение порта Мурманск
Для производства грузовых работ в торговом порту имеется:
- более 50 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тонн;
- более 120 автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 10 тонн;
- спецтягачи и роллтрейлеры, контейнерные погрузчики;
- 3 спецустановки для перегрузки апатитового концентрата и близких по характеристикам минеральных удобрений.
Складские площади
В торговом порту имеются 6 крытых складов общей площадью 28,4 тыс. кв. м.
Один из них емкостью 25 тысяч тонн предназначен для хранения апатитового концентрата и минеральных удобрений.
Общая площадь открытых складских площадок составляет 66 тыс. кв. м.
Грузоперевозки и перевалка в порту Мурманск
На экспорт в торговом порту перерабатываются апатитовый и железорудный концентраты, окатыши, черные и цветные металлы, минеральные удобрения. В число наиболее стабильных потоков импортных грузов входят продгрузы, зерно насыпью, глинозем.
Среди каботажных грузов преобладают различные грузы, предназначенные для населенных пунктов Восточной и Западной Арктики, Шпицбергена, медноникелевая руда из Норильска, уголь со Шпицбергена, цветные металлы (медь, никель), окатыши, файнштейн. Для местных нужд производится перегрузка щебня.
В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 40 тонн.
Мурманский порт для пассажиров
Пассажирский район включает:
- пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота;
- 3 плавучих причала для судов местного плавания;
- морской вокзал.
Глубины у пирса 6,5 м, у плавпричалов — до 7,8 м.
Рыбный порт Мурманск
В рыбном порту имеется около 50 причалов небольшой длины с глубинами от 6,0 до 8,5 м общей протяженностью около 4,0 км. На причалах установлены в основном портальные краны грузоподъемностью от 3,2 до 6 тонн. Есть несколько кранов грузоподъемностью 10 тонн. Порт разделен на районы: 1-й и 2-й грузовые районы и угольную базу (3-й грузовой район).
Нефтебаза
В состав нефтебазы входит один нефтепирс длиной 336 м, на котором перерабатываются почти все виды жидкого топлива. Параллельно ему строится еще один нефтепирс. Общая емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов составляет около 100 тыс. тонн.
Суда портового флота
Торговый порт и пассажирский район обслуживают около 50 судов портового флота, а именно:
- буксиры различной мощности;
- рейдовые и швартовные катера;
- плавбункеровщики;
- маслозаправщики и водолеи для снабжения топливом, маслом и водой судов как на рейде, так и у причалов;
- нефтемусоросборщики;
- пассажирские суда на 80 и 180 пассажиров, используемые для местных перевозок.